Зачастую мы очень критично относимся к экранизациям наших любимых или хотя бы хорошо знакомых книг. Еще внимательнее мы следим за каждым движением артиста в театральной постановке, вслушиваемся в каждый полутон его голоса. Для того чтобы театральная постановка оправдала ожидания публики, режиссеру нужно верно угадать характер каждого персонажа и безошибочно подобрать актера на его роль, нужно выбрать самые важные реплики (спектакль не может длиться бесконечно), те самые, которые запомнились каждому читателю. Костюмы и декорации верно отразят эпоху. И, если публика будет благосклонна, то спектакль будет иметь успех. Но есть такие смельчаки, которые решаются переписывать всем знакомые истории, переносить время действия из одной эпохи в другую, вводить новые сюжетные линии. Чаще всего из таких экспериментов выходят пошлые пародии, вроде фильма «Кавказская пленница: наше время». По-настоящему удивить публику, вдохнуть в классику новую жизнь практически невозможно. Но вот такое «невозможное» чудо продемонстрировала димитровградской публике луганская труппа в постановке «Гроза: история страсти». Эта театральная постановка рассчитана как на искушенного, так и неискушенного зрителя. В одно и то же время это зрелищное шоу, где Волга разлилась прямо по сцене, и тонкое психологическое переосмысление драмы. За время спектакля декорации ни разу не менялись, но в этом и не было необходимости: над городом нависла черная туча, предвестница той самой грозы, которая должна настичь грешников. Помимо грозы в пьесе Островского есть второй природный мотив – мотив Волги, символизирующей собой свободу от патриархального рабства города Калинова. Такого в истории димитровградского театра не было никогда: Волга разлилась по сцене. В ее воды со своим настроением вошел каждый персонаж: дворовые девки радостно плещутся на берегу Волги. Наслушавшись россказней Феклуши, они считают, что Калинов – это райский уголок, центр православия, который будет существовать после краха суетного мира. Кулигин, герой-резонер, на берегу Волги разоблачает пороки и жестокие нравы купечества. Катерина читает свой монолог «Отчего люди не летают как птицы?». Ее душа (об этом персонаже стоит поговорить отдельно) предается с Борисом греховной страсти в речных водах. Кабанова же, войдя в воду, каждый раз становится другим человеком.
Стоит сказать, что образ Кабановой и есть главное нововведение режиссера. Мы привыкли, что это властная купчиха-самодурка, жестокая мать семейства, которая стремится превратить жизнь своих домашних в ад. Но при этом мало кто задумывался, почему Кабанова стала такой. Монолог Катерины здесь читается дважды: второй раз уже из уст Кабановой мы слышим знакомое «Отчего люди не летают как птицы?». На людях она все та же властная купчиха, которая упрекает Тихона в том, что он любит жену больше матери, и которая заставляет сына давать Катерине оскорбительные наставления. Оставшись одна, она вспоминает дни своей молодости. В девушках она так же жива вольной птичкой, к труду ее никто не принуждал. Но, должно быть, выйдя замуж, она попала в патриархальную семью, где такая же Кабанова или Дикой выбили из нее все юношеские мечты, превратив девушку в подобие себя. Узнав об измене Катерины, Тихон тоже пытается утопиться (еще одно нововведение режиссера). Хотя, возможно, это вовсе не попытка покончить с жизнью, а символическое падение Бориса (после признания Катерины он пускается во все тяжкие и начинает пить по-черному). В тот момент, когда Борис входит в воды Волги, Кабанова бросается за ним. Это уже не мать-самодурка, которая пытается сжить со свету своих детей, это мать, убитая горем, мать, которая может потерять самое дорогое в жизни – своего ребенка. Узнав о том, что Катерина пропала, Кабанова вместе со всеми отправляется на ее поиски. Кажется, она будто бы поняла, что натворила, и теперь пытается все исправить. Кабанова хочет вернуть Катерину, которая больше не в силах переносить тиранию свекрови. Здесь можно вспомнить пушкинского Ленского. Дав своему герою погибнуть на дуэли, автор в лирическом отступлении рассуждает о том, что Ленский мог бы стать декабристом, а мог бы и простым русским барином, который любит поговорить о сенокосе и соленьях. Возможно, и Катерина погибла вовремя, не успев стать Кабановой. А Кабанова, в свою очередь, когда-то была Катериной с душой, полной чистых, свободных стремлений.
Образ Катерины в постановке «Гроза: история страсти» в прямом смысле раздвоился: все реплики героини были поделены между двумя актрисами. Одна Катерина здесь – реальное телесное воплощение, вторая – душа героини. Душа сопровождает героиню всюду и изначально появляется на сцене даже раньше самой Катерины. Катерина ведет диалог со своей душой, иногда даже спорит с ней. В сцене встречи с Борисом сама героиня помнит лишь о своей клятве любить мужа, душа же ее готова отдаться греховной любви без остатка. Уже два века читатели и зрители «Грозы» спорят о том, чем была связь между Борисом и Катериной: светлым чувством или плотской страстью. Режиссер постановки «Гроза: история страсти», несмотря на название, этот вопрос решил все-таки в пользу настоящего чувства, потому что страсти с Борисом предается не сама героиня, а ее душа. Как уже было сказано, и душа, и героиня появляются на сцене вместе, но что важно: Кабанова, Тихон и Варвара видят только телесное воплощение Катерины, душа для них не существует. Борис же видит только душу, не замечая самой Катерины. В зависимости от того, с кем Катерина вступает в диалог, то она сама, то ее душа становится невидимкой, призраком. Этому можно найти простое объяснение: Кабанова, Тихон или Варвара не только не в состоянии, но и не желают понять Катерину, Борис же видит перед собой не только красивую женщину, но еще и чистого, светлого человека.
Что касается остальных персонажей, то они представляют собой правильное, классическое воплощение образов Островского. Это самодур Дикой, который измывается над своим племянником, не желая делиться с ним наследством. Это вольнолюбивая Варвара, которая не стерпела тирании матери и порвала свои рабские оковы, сбежав с Кудряшом. Катерина боится, что гроза настигнет ее тогда, когда она не в силах будет ответить на божьем суде за свои грехи. Варваре подобные страхи чужды. Для нее главное, чтобы все было «шито да крыто». Мужчины здесь, как и по Островскому, не отличаются силой характера: Тихон готов пресмыкаться перед матерью, лишь бы вырваться от нее поскорее на волю, оставив любимую жену на растерзание властной свекрови. Борис , хоть и жалеет Катерину, но все-таки оставляет ее, не заботясь о будущем любимой. Интересно, что в этой постановке последняя реплика Бориса сказана вовсе не в сторону, как собственные размышления, а громко, как обращение к Катерине, совет.
В целом, постановку можно назвать смелым экспериментов, миксом классики и нового переосмысления старой истории, произошедшей в городе Калинове, где никогда не слышали о другой жизни.
Анастасия Солуянова
|